1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Суббота, 25 Ноября 2017

написать письмо

Развитие богословского образования - условие подлинного возрождения России

Если эта статья показалась вам полезной, пожалуйста, проголосуйте за нее. Это поможет другим быстрее найти эту статью из множества других менее полезных.
( 2 Голосов ) 

 

Развитие богословского образования

 

 - условие подлинного возрождения России[1]

 

- О.Дмитрий, Вы имеете степень доктора философии и одновременно являетесь выпускником богословского ВУЗа. Каково Ваше видение современного состояния богословского образования в светских ВУЗах России?

 

 - Если говорить о формах богословского образования в России, то можно отметить, что они не отличаются никакой системностью – я имею в виду именно светские ВУЗы, т.е. церковно-государственное взаимодействие  в сфере богословского образования у нас как в средней, так и в высшей школе остается «притчей во языцех». Если сравнить западноевропейскую концепцию классического теологического образования с отечественной, то можно видеть ряд специфических черт. В средневековой Европе теология, как научная дисциплина, появилась сразу вместе с открытием высших учебных заведений ­университетов. Там теология находилась в центре всех образовательных процессов. Это «высшая наука», как сформулировал крупнейший авторитет средневековой философии Фома Аквинский, - все остальные науки предназначены служить теологии.

 

В европейских странах, которые, также как и современная Россия, имеют светский характер, теология преподается во многих университетах. Так, в Боннском университете существуют сразу два теологических факультета - протестантский и католический, которые сотрудничают, обмениваются преподавателями. Такая же ситуация в государственном университете Страсбурга. В Оксфорде и Кембридже теологические факультеты являются старейшими и первыми по внутренней университетской квалификации. Мощные теологические факультеты действуют в Берне, Женеве, Фрибуре, Цюрихе, Гейдельберге, Тюбингене, Вене, Берлине, Хельсинки, Копенгагене, Тулузе, Люблине и других крупнейших университетских центрах Европы.

 

 - Однако, в России ситуация всегда была иной. В Московском университете  теологического факультета никогда не было…

 

 - Пути русской богословской школы были несколько иными. Университетское образование в России появляется в XVIII веке. Среди высших школ предшествующего периода необходимо упомянуть Киево-­Могилянскую духовную академию, Славяно-греко-латинскую академию, училище боярина Федора Ртищева в Андреевском монастыре Москвы. В значительной степени эти учебные заведения были уже в тот период подвержены схоластическому влиянию. Главным языком преподавания оставалась латынь.

 

В 1755 году в России возник Московский университет с тремя факультетами - юридическим, медицинским и философским. М. В. Ломоносов писал графу Шувалову: "Богословский факультет оставляю синодальным училищам".  Вовсе не нарочитое стремление к светскости образования побудила Ломоносова к такому шагу. Одной из основных причин отказа Ломоносова включить теологический факультет в число первых университетских подразделений являлось то, что почти все профессора прибыли из Европы, из 10 профессоров университета только двое были русскими. Неизбежно вставал вопрос: какое богословие они могли читать - протестантское, католическое? В результате в России именно в XVIII веке произошло отделение богословия от высшей светской школы. В это же время прослеживаются две тенденции: русская культура становится все более мирской, секулярной, а православное духовенство опасается католического и протестантского прозелитизма - тогда теология как наука в университетах могла быть только европейской, потому что на протяжении столетий она разрабатывалась католическими мыслителями средневековья. К величайшему сожалению колоссальная византийская православная традиция была в значительной степени забыта.

 

Тем не менее, в России XVIII-го века были высшие учебные заведения с преподаванием теологии. В ходе завоеваний в состав России вошли Прибалтика и восточные провинции Речи Посполитой, где находились Дерптский и Виленский университеты, имеющие теологические факультеты.

 

В открывающихся в XIX веке русских университетах богословских факультетов также не было. Однако у большинства из них были выстроены многоуровневые отношения с духовными академиями. В университетах на различных факультетах действовали кафедры всеобщей церковной истории, русской церковной истории, канонического права, которые чаще всего возглавляли священнослужители - кандидаты, магистры и доктора богословия, церковной истории и церковного права. Однако в XIX веке взаимодействие духовной и светской высшем школы оставалось весьма ограниченным. Согласно уставу 1884 года отмененному в 1904 году, выпускники духовных семинарий не могли поступать в университеты, а выпускники гимназий и реальных училищ - в духовные академии.

 

 - И это ощутимо сказалось на умонастроениях интеллигенции…

 

 - Действительно, эти моменты приводили к постепенному вытеснению религии из интеллектуальной жизни высшего общества - дворянства, а позднее интеллигенции. Большинство русских великих писателей, ученых, философов - люди с глубокой верой в Бога, однако большинство русской молодой интеллигенции начала ХХ века воспринимало религию как нечто отжившее. Именно эта группа формировала идеологию радикальных российских партий, в результате победы одной из которых в стране началось насильственное искоренение религии. В этой связи один известный современный публицист и богослов о.Андрей Кураев заметил, что не случайно Октябрьская революция произошла в единственной из европейских стран, где в университетах не преподавалась теология. Заявление, возможно, несколько эпатажное, но повод задуматься, несомненно, есть.

 

К чести российских университетов нужно отметить, что они горячо откликнулись на известие о разгроме духовных академий в 1918 году. Так, ученые советы Московского и Петроградского университетов были готовы включить в свои академические структуры на правах факультетов закрытые большевиками академии. В 1920 году при непосредственной поддержке профессуры Петроградского университета открылся Петроградский богословский институт, закрытый властями в 1923 году. Наконец, в Париже в 1925 году был сформирован Сергиевский богословский институт, ставший, по замечанию его первого ректора митрополита Евлогия (Георгиевского) «практически единственным очагом живой православной мысли» в русском зарубежье. Его преподаватели в соответствии с резолюцией Поместного Собора 1917-1918 года попытались осуществить синтез университетского и академического образования. В результате возник уникальный центр настоящей богословской науки и религиозной философии одновременно. В стенах института также трудились бывшие профессора духовных академий и самых значительных университетов в России.

 

 - Хорошо, это история, а какова ситуация сейчас?

 

 - В современный период истории отдельные богословские дисциплины начинают преподаваться в российских университетах в 1990-е годы. В 1992 году Министерство образования приняло решение о возможности преподавания теологии в России. В декабре 1993 года приказом замминистра образования был утвержден государственный стандарт по направлению бакалавриата "теология". Но, дальше история разворачивалась весьма драматично, о чем, я думаю, многие помнят. Процесс введения новой специальности затянулся на несколько лет. Лишь в январе 1999 года в Министерство образования было послано письмо, подписанное Патриархом Московским и всея Руси Алексием П, президентом РАН Ю.С. Осиповым, президентом РАО Н.Д. Никандровым и ректором МГУ В.А. Садовничим с просьбой принять государственный стандарт специальности "теология". В августе 1999 года был подписан договор о сотрудничестве между Министерством образования и Московской Патриархией. В феврале 2000 года на заседании Межведомственного совета специальность "теология" была внесена в «Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования».

 

 - В чем заключалась причина такой задержки?

 

 - Тот факт, что принятие стандарта по специальности затянулось на 7 лет и для этого принятия потребовалось специальное послание, подписанное Патриархом, не было случайностью. Против введения теологии в вузы выступила когорта религиоведов - в большинстве своем ранее преподававших научный атеизм. Основными аргументами оппонентов было то, что новая специальность противоречит светскому характеру государства в России, усилит рознь между религиозными общинами страны. В дискуссии, которая состоялась по данной проблеме, была показана неверность этих построений. Россия - действительно многоконфессиональная и многонациональная страна, но это не значит, что из-за подобного положения надо запретить русскому и другим народам изучение своих национальных и религиозных традиций.

 

К сожалению, теология не включена до сих пор в классификатор ВАКа и диссертацию по этой специальности невозможно защитить в светском учебном заведении. Проблема и в том, что духовные учебные заведения – академии, семинарии, училища – до сих пор не имеют права выдавать дипломы государственного образца. Это нонсенс с точки зрения мирового права, хотя сейчас в данном отношении есть кое-какие положительные сдвиги. Прошли заседания комиссий, где этот вопрос обсуждался, но решения удивляют. Вроде бы решено, что духовные семинарии через какое-то время смогут выдавать диплом государственного образца, но без государственной символики - т.е. на обложке не будет герба! Почему-то любое частное высшее учебное заведение с самым экзотическим названием, прошедшее аттестацию, имеет право выдать диплом государственного образца, а духовные школы такого права не имеют! () Мне пришлось участвовать в ряде совещаний по этому поводу, и некоторые депутаты Государственной Думы говорили: «Как замечательно мы придумали способ избежать противоречия между светскостью государства и духовным образованием». Почему-то вновь срабатывает клише: «Россия – светское государство, а Церковь от государства отделена», поэтому мы () не имеем права  на государственном уровне поддерживать духовные школы. Этот стереотип, с советского периода существующий, настолько крепко засел в подсознание очень многих людей, в том числе и политиков и чиновников в области образования, что не представляется возможным до конца его преодолеть.

 

Подготовка бакалавров по теологии официально возможна по трем профилям: христианская теология, исламская и иудейская. Специально уточнено, что этот список может быть дополнен по представлениям других конфессий в УМО. Очень интересно, что ситуация среди них складывается совершенно по-разному. На настоящее время государственный образовательный стандарт существует только по православной теологии. () Ни представители ислама, ни иудаизма до недавнего времени не ()интересовались данной возможностью. Видя в этом некое ущемление прав других конфессий, наши госчиновники волюнтаристским методом постановили разработать исламскую теологию, в результате чего появился еще один стандарт. () Далее, на государственном уровне было принято решение создать пять или шесть федеральных исламских университетских центров с солидным бюджетным финансированием. Например, только на разработку сайта по вопросам подготовки специалистов с углубленным изучением истории  и культуры ислама Северо-Кавказскому государственному техническому университету (одному из участников федеральной программы) было выделено из федерального бюджета около 15 миллионов рублей (630 тыс долларов США)! () Согласно «Плану подготовки специалистов по истории и культуре ислама» (его бюджет составляет на период 2008-2010 гг. 900 млн. руб.) государственные ВУЗы по рекомендации  Духовных управлений мусульман обязаны выделять квоты для внеконкурсного поступления на бюджетные места будущих имамов-хатыбов, преподавателей исламских учебных заведений и работников ДУМов и др. Это, конечно, важно и связано с необходимостью оторвать исламское духовенство от вакххабитских учебных центров в Саудовской Аравии. Государство делает для этого очень многое. В плане есть конкретные распоряжения: когда должны быть написаны учебники по исламской теологии, в каких городах должны быть открыты университетские центры, сколько должно быть подготовлено в ближайшие годы соответствующих специалистов. При этом, несмотря на то, что стандарт и учебные заведения являются религиозными, т.е. негосударственными, государство нашло возможным и выделять на это целевое финансирование и выдавать выпускникам соответствующие дипломы государственного образца.  Православным об этом только мечтать приходится. Право выдавать дипломы имеют лишь Свято-Тихоновский Университет и Православный Университет святого апостола Иоанна Богослова, но не духовные школы Русской Православной Церкви.

 

 - В настоящее время теологию в российских светских ВУЗах изучают?

 

 - В настоящий момент теология изучается в сорока вузах России. Из них десять вузов - государственные - в Москве, Омске, Владивостоке. На стадии открытия находятся отделения теологии еще в пяти ВУЗах в городах Сургут, Ростов-на-Дону, Воронеж, Нижний Новгород, Тула. Во многих вузах преподаватели сами добиваются формирования курсов по изучению православия.

 

 - А как обстоят дела у вас в Самаре?

 

 - Я являюсь директором Православной гимназии в Тольятти и возглавляю межвузовскую кафедру по теологии и истории религий. Базовой  организацией межвузовской кафедры выступает Самарский государственный университет путей сообщения. Основной целью деятельности кафедры является обеспечение целостности высшего образования в вузах Самарской области путем введения теологического компонента в содержание образовательных программ, подготовка и переподготовка кадров для вузов области по специальностям «теология» и «религиоведение». На кафедре ведется разработка и апробация модели преподавания православной теологии в светских учебных заведениях, реализуются основные и дополнительные программы в области теологии и смежных дисциплин, проводятся научные и методические семинары, конференции, круглые столы, ведется подготовка, издание и распространение учебной, специальной, справочной и методической литературы, материалов конференций. За истекший 2007-2008 учебный год преподаванием в рамках кафедры теологии было охвачено свыше трех тысяч студентов. Самое главное – это изменения в сознании ВУЗовского сообщества по отношению к религиозным дисциплинам. Когда-то, когда мы только начинали работу на базе Самарского госуниверситета путей сообщения, нашим главным противником была братская кафедра по философии и истории науки, где нам было четко сказано, что никаких предметов научной ориентации на теологической кафедре изучаться не может, в том числе и «религии мира», так как это - исключительно философский предмет. Работники ВУЗов понимают, как ценна борьба за учебные часы, но по примеру МИИТа Ученый Совет тогда () принял решение создать теологическую кафедру. Когда в ВУЗе впервые появились люди в рясах, а никто еще не знал, что многие из них – кандидаты и доктора наук, то отношение было такое: «вот, попы пришли «мракобесничать». Нам помогли твердая решимость ректора университета и его ближайшего окружения, поддержка из Министерства путей сообщения и сами студенты, которые с удовольствием пошли на наши лекции. Причем кое-кто опасался возникновения межрелигиозных конфликтов, но у нас мусульмане по этим  курсам учатся лучше, чем некоторые русские ребята. Занятия не факультативны - все первокурсники обязательно прослушивают курс «Религии мира» и потом сдают зачет. Позже они могут изучать по выбору один из предметов: «Наука и религия», «Библейское богословие», «История Русской Православной Церкви», «Социальное учение Русской Православной Церкви», «Культурно-религиозное наследие России». Соответственно один из этих предметов они обязательно сдают. В итоге, когда четыре года назад возникла идея межвузовского студенческого рейтинга предметов, то кафедра теологии дважды занимала первое место, т.е. студенты голосовали за нашу кафедру, как за лучшую из гуманитарных. А с философской кафедрой сейчас сложились очень конструктивные отношения.

 

Хочу поделиться своей радостью: при непосредственном участии Правительства Самарской области,  совета ректоров Самарской области, ОАО «АВТОВАЗ» началось строительство Поволжского Православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского в городе Тольятти. Поволжский Православный институт - третье высшее учебное заведение в России подобного типа, ставящее целью готовить просвещенную, патриотически мыслящую, широко образованную молодежь, которая по окончании вуза сможет трудиться в социальной, культурной, образовательной, религиозных сферах. Первый набор запланирован на 2011 год.

 

Полгода тому назад во все семинарии Русской Православной Церкви Учебный комитет направил Церковный образовательный стандарт по Православному богословию, в котором вопросы сохранения часов и распределения учебных дисциплин были максимально приближены к тому, что требуется Духовным школам. Я знаю, что он утверждался не без противоречия со стороны части профессорско-преподавательского состава, полагающей, что светским дисциплинам уделяется больше  внимания, чем этого бы хотелось. Однако в настоящее время () стандарт () существует, () он утвержден Святейшим Патриархом. На мой взгляд, в нем учтены основные реалии современного духовного образования в России в той степени, в которой это возможно в настоящее время.

 

Другое дело – удастся ли его провести в жизнь? Сейчас принимаются стандарты третьего поколения, где опять все поставлено под вопрос, в том числе вообще будущее () утвержденного в 2000 году государственного образовательного стандарта по теологии. Неизвестно, что с ним будет в ближайшее время. Реформаторское рвение, которое Минобразования демонстрирует уже в течение многих лет, серьезно выбивает из колеи академическую науку, в том числе и церковную. В этом состоит наша проблема по сравнению с любым - и западно- и восточноевропейским государством. Там везде Церкви дано полное право вести образовательную деятельность в соответствии со своими учебными планами, на основании конкордата или другого государственно-церковного соглашения. Церковь при этом выдает выпускникам своих учебных заведений те дипломы, которые котируются в государстве. Молдавия и Прибалтика это делать могут, а Россия не может до сих пор!

 

В начале 2008 года в рамках XVI Международных Рождественских чтений состоялась работа секции «Теологическое образование, духовно­нравственное воспитание и образование в современном вузе», где была принята специальная резолюция. В ней в частности указывалось, что партнерство государства и традиционных религий в сфере образования и воспитания является одним из важнейших факторов возвращения к духовным корням отечественной культуры и оздоровления нравственной атмосферы российского общества. Я лично убежден, что богословское образование - значимый фактор сохранения наших традиционных духовных ценностей, без которых невозможно подлинное возрождение России.

 



[1]Интервью  сайту  «Православие.ru», 25 декабря 2008 г.

 

Посетите наши сайты!

00000022
12144logo
palomnik

elitanacii

Достижения

mimg023

НФ "ДЕОЦ"

99989898744

Кто на сайте

Сейчас 210 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

made by KwebeK