Новости гимназии
Дневник путешественника
Если эта статья показалась вам полезной, пожалуйста, проголосуйте за нее. Это поможет другим быстрее найти эту статью из множества других менее полезных.( 3 Голосов )
Откуда есть пошла Русская Земля…
Совместные паломнические поездки по России давно стали доброй традицией для коллектива гимназии, а путешествие к истокам России все ждали с особым душевным трепетом. Москва - Псков – Изборск – Печоры – Пушкинские горы - Великий Новгород – Валдай – Торжок – удивительные точки нашего маршрута, каждая из которых заслуживает обстоятельного рассказа и отдельного места в сердце путешествующего. Географически тур разделяется на два основных этапа — новгородский и псковский.
Но обо всём по порядку…
1 день. Москва
Первым городом, который мы посетили, стала всеми любимая и хорошо знакомая Москва. По программе, день в столице каждый мог провести на свое усмотрение. Но мы – настоящая гимназическая семья, а значит – вместе переживаем и радости, и испытания, и, конечно, первым делом мы отправились в гости к нашим любимым Алёне и Светлане Федоровне, вместе помолились, вдоволь наговорились, посмотрели в родные глаза… Мы всегда с вами, дорогие наши!
А затем каждый пошел по своему маршруту: помолились в Покровском монастыре у мощей блаженной Матронушки Московской и в храме исповедников и новомученников Российских, прогулялись по Красной площади, сходили в знаменитый московский зоопарк… а впереди нас ожидало настоящее путешествие – путешествие к истокам Руси. Вечерним поездом мы отправились в Псков…
2 день. Псков
Наш путь начинается с железнодорожного вокзала. Мы отправляемся на завтрак в уютное кафе «Эпоха», расположенное прямо в крепостной стене, опоясывающей город.
Интерьер необычный, украшен предметами русского быта, в том числе подлинными, - здесь всё имеет свою историю. Неподалеку от кафе прекрасный летний сад и знаменитый памятник «Пушкин и крестьянка» (скульптор О. Комов, архитекторы М. Константинов и П. Бутенко), в которой все без труда узнают любимую няню поэта – Арину Родионовну Яковлеву.
Отправляемся на автобусе в Псковский Кремль.
Перед нами открывается величественная панорама древнего города. Псков стоит на реке Великой при впадении в нее речки Псковы. Датой основания города считается 903 г., под которым Псков упомянут в летописях. Первая личность, с которой связывается Псков — Святая Ольга, княгиня киевская, жена князя Игоря, мать Святослава и бабка Святого Владимира, крестившего Русь.
Псков в свое время входил в Древнерусское государство, и подчинялся Новгороду («Старшему Брату»), был независимой республикой с вечевым правлением и вошел в Московское княжество. В истории Пскова много героических страниц.
А перед нами открывается вид на Кремль (Кром) – поистине сердце Пскова: величественная крепость с белоснежным Троицким собором за её стенами, возвышающаяся на мысу при впадении реки Псковы в Великую. С двух сторон Псковский Кром защищен естественными преградами — реками, южная же сторона была лишена естественных преград. И потому в скале был вырыт глубокий ров — Гребля. Поднятые при его сооружении камни пошли на строительство мощного оборонительного вала, который получил название «перси» (перши) . Пройдя через Великие ворота на территорию Крома, мы оказались на большой площади-газоне — Вечевой. Здесь во времена Псковской республики собиралось Народное Вече. С южной стороны к Крому примыкает Довмонтов город.
Троицкий собор
«Где Троица, там и Псков», — говаривали в старину. Троицкий собор — самое высокое сооружение Пскова. На 78 метров возносится он ввысь. В ясную погоду его можно увидеть за 10-15 километров от города. По преданию, первый деревянный собор был построен здесь еще в царствование княгини Ольги, около 957 года. Сейчас перед нами уже четвертое здание, строительство которого было завершено в 1699 году. Собор венчают пять глав, символизируя Христа и четырех апостолов. В конце XVIII века к нему были пристроены открытые боковые галереи, которые спрятали образовавшиеся вследствие неодинаковой осадки собора трещины.
В 1938 году в стенах собора был открыт антирелигиозный музей. Во время немецко-фашисткой оккупации Пскова в 1941-1944 годах в Троицком соборе возобновились богослужения и с тех пор уже не прекращались.
Здесь покоятся мощи святых благоверных князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, блаженного Николая Салоса, преподобномученика Иоасафа Снетогорского.
Здесь же находятся: чудотворные иконы «Святая Троица с деяниями», иконы Божией Матери: Чирская и Псково-Покровская, XVI века, мироточивая обновившаяся икона великомученика Пантелеимона, XVII—XVIII веков, икона святой равноапостольной княгини Ольги, написанная архимандритом Псково-Печерского монастыря Алипием (Вороновым) в XX веке.
На левом берегу реки Великой (на Завеличье), напротив Псковского Кремля расположен Собор Иоанна Предтечи (собор Ивановского монастыря). Построен он на территории ныне не существующего Иоанно-Предтеченского монастыря в XII веке. Представляет собой шестистолпный, трёхапсидный каменный храм с тремя шлемовидными главами, покрытый позакомарно. Простота постройки подчёркнута почти полным отсутствием декора фасадов.
На протяжении нескольких столетий собор являлся усыпальницей псковских княгинь. С 2007 года собор служит псковским подворьем загородного мужского Крыпецкого монастыря.
В панораме левого берега реки Великой занимает ключевое место архитектурный ансамбль Спасо-Мирожского монастыря, отмечая мыс у впадения Мирожи в Великую, он образует визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу.
Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники: собор Спаса Преображения (сер.12 – начю 20 вв.) , Стефановская церковь (17 в.), колокольня, братский корпус, братские кельи (17-19 вв.), настоятельный корпус (16-19 вв.)
Особенно хочется остановиться на соборе Спаса Преображения -
это древнейший монастырский храм — центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине 12 века. В восьмидесятых годах прошлого столетия под штукатуркой храма открыты фрески, современные самому храму, которые по своей древности составляют замечательную археологическую редкость на Руси, как памятник древнерусского искусства. В 1902 году окончены работы по их реставрации, и теперь Мирожский храм с его драгоценными фресками вполне похож на храмы первых времен христианства на Руси.
В обители покоятся: первый игумен монастыря Авраамий, скончавшийся в 1158 году, и игумен Василий, убитый Ливонскими немцами в 1299 году. Здесь же находится чудотворная Мирожская икона Знамения Пресвятой Богородицы, явившаяся в 1198 году и особенно прославившаяся в 1567 году чудесным излиянием слез и многочисленными исцелениями от свирепствовавшего тогда морового поветрия.
Богоматерь на этой святой иконе изображена во весь рост стоящею с воздетыми руками и с предстоящими Ей святыми князьями Довмонтом Псковским и его супругой Марией Дмитриевной, начертанными на иконе уже после ее явления. В монастыре также хранятся древние иконы: святого Александра Свирского, святителя Николая и святого Нифонта, а также и чаша святого Нифонта, вырезанная из дерева. Во время осады Пскова Стефаном Баторием монастырь служил укрепленным пунктом, откуда поляки штурмовали город. Ежегодно 6 августа из городского собора сюда совершается крестный ход.
В 1993 году совершилось замечательное событие – Русской Православной Церкви была возвращена Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома (16 в.). Нетипичное для нас название топонима – от Пролома. Пролом — место обрушения крепостной стены во время осады Пскова Стефаном Баторием. Находится церковь в южном углу Окольного города у Покровской башни. Храм образован двумя бесстолпными церквями, четверики которых имеют общую стену. Северная церковь освящена в честь Покрова Богородицы, а южная в честь Рождества Богородицы.
Величественный Кремль, удивительные соборы, отражающиеся в зеркальных водах Великой и Псковы. Прощаемся с Псковом – прекрасным древним городом, отдающимся в сердцах колокольным звоном.
Следующая точка нашего маршрута – Изборск – один из древнейших русских городов.
Мы отправляемся в Труворово городище, там, видимо, была построена изначальная крепость Изборска. Место, укрепленное самой природой: холм с крутыми обрывами. Крепость, поставленная на холме, без применения осаждающими тяжелой артиллерии была практически неприступной. В XIII веке Изборску часто приходится воевать с ливонцами. К 1330 г. местных жителей перестает устраивать крепость (очевидно из-за небольшой площади холма были малы размеры крепости, не могущей вместить необходимое число обороняющихся). Изборск был перенесен на соседний холм — Жеравью гору. Город, прикрывающий собой Псков и Новгород, выдерживал множество осад. Враги с нескрываемой завистью называли Изборск железным городом.
Удивительная красота открывается взору путешественника на холме Труворова городища… некогда крепость, железный и непобедимый город – сейчас – место покоя и уединения.
А мы отправляемся к Словенским ключам. Словенские ключи - это двенадцать источников, которые сливаются в единую реку и тут же впадают в живописное Городищенское озеро. Названы они в честь Словена, который по легендам основал этого город. В народе их еще называют ключами двенадцати апостолов. Ключи представляют собой большие и малые родники, которые бьют прямо с отвесной скалы. Они находятся на расстоянии друг от друга, но имеют одно русло, которое в народе называют Река Жизни. Сразу вспоминается живая вода из сказок. Да и само место поистине сказочное. Спускаемся к живописному озеру…а там плавают два белых лебедя неземной красоты. И вспоминается Царевна-Лебедь из сказки А.С. Пушкина…Так хочется запечатлеть эти прекрасные мгновенья! Но ни одно фото не сможет передать этой красоты и гармонии. Такие мгновения можно увезти только в сердце.
После посещения Музея-заповедника, где нам подробно рассказали об истории Изборска, традициях и обычаях, археологических находках, мы отправляемся в Церковь Рождества Богородицы "иже на Ламех" (то есть у каменоломен), которая была возведена в начале XVIII века. До этого на месте нынешней церкви была небольшая церковь Рождественского женского монастыря. Под спудом церкви покоится св. Серапион Изборский. Часть могил кладбища в XIX веке ушли под придел Покрова Богородицы. Поэтому в память о них в стены церкви замуровали каменные могильные кресты.
У входа в храм, на правом столбе ворот помещена надпись:
Употреби труд, храни мерность – богат будеши.
Воздержано Пий, мало яждь – здрав будеши.
Твори благо бегай злаго – спасен будеши.
Святитель Митрофан Воронежский
Отправляемся к Богородицкому родничку, существует предание, что когда-то этот родник бил прямо из алтаря церкви, но потом исчез. С родничком этим связана не одна удивительная история исцелений. Но начиналась слава Богородицкого святого источника с исцеления слепорожденной девочки в XVI веке. Пришла к родничку в полном отчаянии мать с ребенком и умыла его родниковой водой. Девочка тут же прозрела. С тех пор Богородицкий родничок стал считаться святым.. И все мы с верою и благоговением окунулись в Изборский Богородицкий источник. Прошли по чудесным изборским тропинкам и отправились в Печоры.
Слава Богу за всё!
Продолжение следует...
Печоры
Богом зданные пещеры…
В Печоры мы приехали накануне вечером – небольшой городок, расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, главной достопримечательностью которого, конечно, является удивительное святое место – Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Удивительно, что, со времени основания в 15 веке, монастырь никогда не был закрыт. В межвоенный период (до января 1945 года) он находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.
Отправляемся в монастырь. Экскурсии были запланированы на завтра, но нельзя было упустить возможность полюбоваться прекрасным видом, открывающимся со смотровой площадки… И вот - нашему взору открываются величественные храмы и другие постройки, формирующие нарядный, красочный архитектурный ансамбль монастыря. Успенский и Покровский храмы, Церковь Николы Вратаря, Большая звонница, Михайловский собор и Сретенский храм — архитектурные шедевры 15-19 веков, построенные в разных архитектурных стилях. Комплекс окружен мощной крепостной стеной, словно древняя северная цитадель, по периметру расположены 9 башен, увенчанных островерхими крышами. Мы были просто не в силах оторвать глаз от панорамы храмов. От такой красоты, действительно, захватывает дух!
Завтра мы вернемся сюда.
В Успенском храме ранняя Литургия. На часах 6.30, а мы идем к монастырю, проходим через Святые врата, имеющие изогнутую форму. Перед нами длинная дорога, уходящая вниз, ее называют «Кровавый путь». По преданию, Корнилий встретил царя, стоя у Святых врат. Он держался слишком гордо перед монархом. В гневе Иван Грозный взмахнул саблей. Отсеченная голова преподобного покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след… Тотчас же после содеянного царь раскаялся, и на руках понес безжизненное тело убиенного к Успенской церкви, обагряя свой путь кровью.
Спускаемся вниз по «Кровавому пути», ноги сами несут в храм (мы привыкли, что монастыри и храмы находятся на возвышенности, а здесь – всё иначе), благоухают цветы: бегонии и розы радуют глаз разноцветьем, на разные голоса поют птицы…Перед нами Успенский храм (1473 год), поверх которого в середине XVIII столетия был устроен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Слева от него — красное здание Ризницы и Библиотеки, XVII век. Здесь хранились рукописные и старопечатные книги XVI-XVII веков, среди которых был единственный экземпляр «Слова о погибели земли русской». За ними — Часовая башня XVII века и Большая звонница с уникальными колоколами XVI-XVIII веков.
В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери “Умиление”, которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес. Икона “Умиление” написана некиим иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями — алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году.
Тогда чудотворные иконы Божией Матери “Успениe” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова. Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого события каждый год в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону “Умиление” носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков.
По окончанию Литургии, в сопровождении монаха – экскурсовода отправляемся в Богом зданные пещеры, где покоятся останки иноков и святых старцев. Здесь же покоится и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Круглый год в пещерах одна и та же температура +5ºС. По некоторым данным, здесь упокоено более 10000 человек. В пещерах темно, у каждого в руках свеча. Ощущения после посещения – непередаваемые, каждый из нас много вынес оттуда в своем сердце.
«Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.
А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое» (с сайта Псково-Печерского монастыря).
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое» (с сайта Псково-Печерского монастыря).
У храма встречаем митрополита Псковского и Порховского - Тихона (Шевкунова), которого не единожды вспоминали сегодня, находясь здесь, ведь перед нами так явственно оживали картины, описанные им, в настоящем православном бестселлере «Несвятые святые», изданном в 2011 году (на 2017 год книга выдержала 14 изданий, а её суммарный тираж составил 2 500 000 книг).
Время близится к обеду, и мы вынуждены отправляться, впереди – Пушкинские горы (а когда-то – Святые горы…). В последний раз перекрестимся и поклонимся, и… непременно пообещаем сюда вернуться. Слава Богу за всё!
Я замираю перед крепостной стеной
У входа в монастырь Псково-Печерский,
Здесь краешек Руси, как будто Рай земной,
Где места нет пустым словам и мыслям дерзким.
Екатерина Кондратенко, "Удивительная поездка"
8 июля с благословением Святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских группа сотрудников и учащихся Православной классической гимназии и Поволжского православного института отправилась в паломническую поездку. Маршрут поездки обхватил самые древние города России: среди них Величественный Псков с невероятным видом на Кремль, Троицким собором с его святынями. Тихий спокойный, но в тоже время бескрайний Изборск, где каждый паломник окунулся в Богородичный источник. Далее дорога вела в Печоры и Псково-Печерский монастырь. Нас ждала ранняя литургия и экскурсия в «Богом зданные пещеры», после которой мы отправились в Пушкинские горы, посетили Михайловское - имение ссыльных лет Александра Сергеевича Пушкина. Мы окунулись в атмосферу 19 века, побывали на могиле любимого поэта. Пятый день нашей познавательной поездки проходил в самом древнем городе Руси – в Великом Новгороде, мы посетили Софийский собор, прошлись по древнему Кремлю XVI века, а вечером нас ждала теплоходная экскурсия по реке Волхов.
На следующий день мы не спешили покидать Великий Новгород и заехали в Перынский Скит с храмом (13 века!!!) в честь Рождества Богородицы, который был построен на месте языческого капища. Юрьев монастырь также поразил нас своим величием, где мы могли слышать переливающийся колокольный звон. Далее мы совершили переезд в Витославлицы, посетили Музей деревянного зодчества. Следующим городом в нашей программе был - Валдай. В этом городе нам представили музей самых разных колоколов, рассказали про особенный отлив Валдайских колокольчиков и раскрыли все его тайны. Ближе к вечеру мы прибыли в Иверский монастырь, где посетили всенощное богослужение, поужинали и немного отдохнули. В последний день нашей поездки мы прибыли в Торжок. Здесь мы посетили Благовещенскую (Михайловскую) церковь, Борисоглебский монастырь, Старовознесенкую церковь, этнографический музей, музей золотного шитья, главные площади города Торжок, Торговые ряды и многое другое. Последним пунктом паломнической поездки стала усадьба Василево, а также Музей деревянного зодчества. Семь дней пролетели, как один, потому что поездка была очень насыщенная, познавательная и увлекательная. Выражаем сердечную благодарность отцу Димитрию и матушке Юлия и всем организаторам поездки. Незабываемые впечатления и теплые воспоминания об этой поездке останутся с нами навсегда.
Войдите под своим именем, чтобы оставить комментарий
- Комментарии не найдены
Архив новостей гимназии
- ► 2023 (259)
- ► 2022 (381)
- ► 2021 (321)
- ► 2020 (455)
- ► 2019 (331)
- ► 2018 (242)
- ► 2017 (205)
- ► 2016 (211)
- ► 2015 (166)
- ► 2014 (315)
- ► 2013 (298)
- ► 2012 (56)
Посетите наши сайты!
Кто на сайте
Сейчас 139 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Комментарии