1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Суббота, 25 Ноября 2017

написать письмо

Новости гимназии

Нарисованная история настоящей любви

Если эта статья показалась вам полезной, пожалуйста, проголосуйте за нее. Это поможет другим быстрее найти эту статью из множества других менее полезных.
( 6 Голосов ) 

22020121200257Предлагаем Вашему вниманию мультфильм "СКАЗАНИЕ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ", снятый режиссером Надеждой Михайловой.

Надежда Михайлова, художник-мультипликатор, заведующая лабораторией классической и объемно-кукольной анимации факультета анимации и мультимедиа ВГИКа, режиссер мультфильма «Сказание о Петре и Февронии»:

Лет десять назад мы с супругом побывали в Муроме. Стояли на коленях в той церкви, где вместе покоятся мощи Петра и Февронии. Это было соприкосновение с необыкновенной историей преподобных князей, со святостью, и, главное, с тем, что казалось далеким, но реально было на самом деле... Мы испытали настоящее потрясение. Святые, которые воплотили самую большую красоту брака и верности, — разве это может не тронуть?

С тех пор у нас с мужем появилась мечта: снять мультфильм о Петре и Февронии.

Но как визуализировать такую историю, мы абсолютно не понимали. Сделаешь всё по-серьезному, нравоучительно — и потеряешь зрителей-детей. Так что решили, что повествование должно походить на то, как дети делятся друг с другом самым сокровенным. Ну, вспомните хотя бы, каким голосом, с какими интонациями они рассказывают сверстникам страшные истории на ночь. При этом, конечно, нельзя было превратить рассказ в малоинтересную схему: «Жили-были идеальные супруги, служили Богу и умерли в один день». Нам хотелось сделать не «благочестивый» фильм для дедушек и бабушек, исключительно для воцерковленной аудитории, а что-то детское — познавательное.

Планы и чаяния-то у нас были, но мы никогда не думали, что эта мечта осуществится так — как подарок, как знак с небес! В один прекрасный день мы пришли на защиту диплома Маши Кротовой — девушки с художественного факультета ВГИКа — а она выбрала темой своей дипломной работы «сказание о Петре и Февронии». И то, как она подошла к этой теме, нас поразило: это просто фрески Дионисия! Настолько легко, настолько чудно было нарисовано, что нам стало ясно: это знак, необходимо всерьез браться за нашу давнюю мечту. И мы предложили Маше быть художником.

Прежде чем делать фильм, я прочла 30 различных толкований (а ведь их на самом деле около 170!) Я узнала, как много в житии святых отсылок, восхождений к разным легендарным личностям, какие прототипы были у житийных образов Петра и Февронии. Но на самом деле мне не так важно, чтó и у кого позаимствовал монах Эразм, написавший житие. Мне важно, что имена Петра и Февронии связаны с верностью, с долгим совместным путем, с любовью, проходящей испытания.

И не менее важно то, что их история — по-настоящему живая, не лубочная. Заметьте, девушка Феврония, дочь древолаза, ведь непростая была! Мы в мультфильме сгладили, конечно, многие вещи. А в самой легенде довольно жесткие моменты есть. Вспомните хотя бы, как девушка специально оставила Петру одну язвочку, чтоб он вернулся и все-таки женился на ней... В общем, Феврония определенно девушка с характером! А мне, как режиссеру, очень важно, чтобы был сложный характер, за который можно зацепиться. Не бывает же, чтобы все были идеальные — люди все разные, разного характера, темперамента, и все они по-разному служат Богу.

Было в житии и то, что оказалось непросто переложить на детский язык. Больше всего мы боялись гробов в конце истории. Ведь из сказания этого не выкинешь: Петра и Февронию хоронили в разных гробах, как монахов, а они в конце концов все равно оказывались в одном. И отказаться от такого момента мы не могли! В итоге гробы оставили, но ввели образы серафимов, которые уносят в мир вечный обоих супругов, растворяясь в воздухе. Дети, по моим наблюдениям, восприняли этот момент легко и просто.

В финале супруги расстаются и уходят в монастыри — казалось бы, как не расстроить зрителя такой разлукой? Поэтому у нас в мультфильме появился заяц, который бегает из одного монастыря в другой, а ангел носит послания от Петра к Февронии. И это очень хорошо ложится на детское восприятие: они знают, что некоторые мальчики и девочки учатся и живут, скажем, в разных колледжах, вот и Петр с Февронией — живут в разных монастырях. И почему бы им не общаться посредством вот таких волшебных существ?

Самым сложным этапом стало написание закадрового текста, сами реплики. «Взрослый» рассказ не годился: нам было чрезвычайно важно понять, как дети сами пересказывали бы эту историю. Видеоряд, мизансцены — все было готово, а текст не рождался до самого последнего момента! Поклон Александру Михайловичу Горленко, который был сценаристом и писал эти реплики. Это стало завершающей, самой прелестной частью нашего труда!

А читал их мальчик — Глеб Дерябкин, очень талантливый актер и музыкант, он уже играет в постановках Петра Фоменко. Читал пять часов подряд — записывали в один день. Так что мальчик очень устал: у него пропал задор, к концу он уже находился в состоянии, знаете, как дети после длинного урока — ничего не хочется. Думали, что придется переписывать финал. Но когда смонтировали видеоряд,  были поражены, насколько его интонации идеально легли на финал истории. Мы решили, что такое «снайперское попадание» — это перст Божий: нарочно ведь не придумаешь!

***

Наша испытательная «целевая аудитория» — племянники — и они с восторгом воспринимают «Сказание…». Внук Лукьян рад бы быть критиком, но пока рановато — ему 3 месяца от роду.

А однажды мы пригласили в гости нашу приятельницу, она очень интересный, сложный художник, показали фильм, и вдруг — пауза. Она сидит и молчит. «Ну всё, — думаем, — провал!» Там ведь присутствует некоторая легкость повествования — можно и в штыки ее воспринять. И вдруг мы смотрим, что наша приятельница сидит и ревет, а ведь она взрослая девушка! И говорит: «Меня с детства так не «пробивало». Это было приятно! Как в театре: если спектакль хороший, после его окончания следует длительная пауза и только потом — аплодисменты.

Никогда невозможно предугадать, как слово наше отзовется: мы не понимаем до конца, как получается тот результат, какой получается. Мы вовсе не стремимся вложить в фильм что-то сентиментальное, исторгающее слезу... Просто раскрываем сюжет, а потом происходит чудо: тема сама «берет свое». И «Сказание о Петре и Февронии», по-моему, такое чудо совершило.

По материалам сайта http://www.foma.ru

  • Комментарии не найдены

Архив новостей гимназии

Посетите наши сайты!

00000022
12144logo
palomnik

elitanacii

Достижения

mimg023

НФ "ДЕОЦ"

99989898744

Кто на сайте

Сейчас 225 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

made by KwebeK